Список вопросов | |
89. Стратегическое управление: сущность и концепция, этапы, классификация и содержание стратегийСтратегическое управление — процесс разработки, принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении имеющихся ресурсов с возможностями и угрозами внешней среды. Стержень СУ – стратегия – заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата. Этапы развития стратегического управления I этап (1900-1950): управление на основе бюджетно-финансового контроля (постфактум) II этап (1951-1960): управление на основе экс¬траполяции. III этап (1961-1980): управление на основе пред¬видения изменений и определение реакции на них путем выра¬ботки соответствующей стратегии. Для данной системы управ¬ления характерны: *анализ внутренних возможностей предприятия и внешних факторов; *альтернативность решений. IV этап (с нач. 1980-х по наст. время): стратеги¬ческое управление, многие важные задачи возникают на¬столько стремительно, что их невозможно сразу предусмотреть. Отличительные черты такой системы управления: * использование стратегии в качестве основного инструмента управления развитием предприятия. Концепция стратегического управления Стили организационного поведения: различные типы поведения организации требуют различных оргструктур и управления. Все разнообразие поведенческих стилей является производным от двух типичных противоположных стилей: Приростный стиль поведения Орг-ии, при этом стиле, стремятся избежать изме¬нений. Поиск альтернативных решений ведется последовательно, и принимается первое удовлетворительное ре¬шение (оперативное управление) Предпринимательский стиль отличается стрем¬лением к изменениям, к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей (стратегическое) Процесс выбора стратегии предприятия Не существует стратегии, единой для всех предприятий. В то же время есть некоторые основополагающие факторы, которые позволяют говорить об обобщенных принципах осуществления стратегического управления. Этапы: *определение миссии и стратегических целей, *анализ внешней и внутренней среды, *определение стратегии развития предприятия, *разработка функциональных стратегий, *разработка стратегических планов, *выполнение стратегических планов, *контроль и оценка выполнения. Эти процессы логически вытекают один из другого. Классификация стратегий предприятия В зависимости от условия стратегических решений различа¬ют три вида стратегий: Корпоративная, или портфельная – это стра¬тегия, которая характеризует общее направление политики предприятия. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. (распределение ресурсов; решения о диверсификации производства; изменение структуры) На уровне хозяйственного подразделения разрабатывается деловая стратегия (бизнес-стратегия), направленная на обес¬печение долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйствен¬ного подразделения. Эта стратегия часто воплощается в бизнес-планах. Функциональные стратегии разрабатываются функцио¬нальными отделами и службами предприятия на основе кор¬поративной и деловой. Это стратегия маркетинга, финан¬совая, производственная и т.п. Для достижения успеха стратегии всех уровней должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. СУ в России Проблемы стратегического управления. Наряду с явными преимуществами стратегическое управление имеет ряд недостатков и ограничений на использование: *СУ не может дать точной и детальной картины будущего; *СУ не может быть сведено к набору стандартных процедур и схем *организация работ по СУ требует огромных усилий, больших затрат времени и средств; пред¬полагает создание сильной организационной культуры, сис¬тем мотивации и организации труда. Переход к стратегическому управлению. Реализа¬ция методологии стратегического управления возможна при на¬личии следующих условий: *широкая и надежная информация о требованиях рынка, ценах, ресурсах, партнерах и конкурентах, а также о затратах и потенциале самого предприятия; *наличие кадров, владеющих инструментами стратегического управления и обладающих стратегическим мышлением. |
|
1ячейка |