Список вопросов | |
68. Государственный орган управленияГосОрган: *первичный системообразующий элемент государственного управляющего воздействия; структурное подразделение организованное государством *учрежденное в установленном порядке образование, выполняющее от имени государства ка¬кую-либо одну или несколько его функций в соответствий со своим специальным общественным предназначением, обладающее организаци¬онным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, кото¬рые составляют предмет его ведения), полномочиями (радиус действия; совокупностью прав и обязанностей, которые он должен реализовать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности). Госорганом может быть одно ДЛ (институт президента) или группа должностных лиц. Каждый госорган является частью государства и исполняет функции государства. Госорганы наделены государственно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера; они принимают нормативные правовые акты, осуществляют правоприменительную и правоохранительную деятельность. Госорган получает соответствующий правовой статус после принятия об этом органе Положения, утвержденного Указом Президента РФ или постановлением Правительства. В Положении устанавливаются задачи, обозначаются компетен¬ция (круг полномочий), функции (вид деятельности) и полномочия (радиус действия). Правовой статус госоргана предпола¬гает ответы на следующие вопросы: 1) органом какого государства, государственного образо¬вания выступает данная структура; 2) к какому виду организационно-правовых форм по основному содержанию своей деятельности относится данный орган; 3) кто этот орган учреждает, образует, формирует его руководя¬щий и весь личный состав; 4) кому орган подчинен, подотчетен, поднадзорен, подконтролен и перед кем ответственен; 5) кто вправе отменять, приостанавливать, изменять или опроте¬стовать его акты; 6) какова компетенция данного органа; 7) кто ему подотчетен; 8) какова юридическая сила актов данного органа, каковы их наименования; 9) какими государственными символами орган вправе пользовать¬ся; 10) каковы источники финансирования органа; 11) обладает ли он правами юридического лица. Организационная структура органа управления – структура организации, определяется сверху исходя из компетенции. Включает подразделения и отделы. Главный подход при создании – деятельностный, что бы система работала. Также включает связи (функциональные, информационные, технические, служебные). Исходным структурообразующим фактором является функция. Организационная структура не является застывшей формой, меняется эволюционно в результате преемственности и внедрения новых технологий. Постановление Правительства РФ «О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти» (1995) установлено, что численность департамента не может быть меньше 35 должностных единиц, отдела – не менее 10 единиц. Связующим и координирующим звеном системы выступает ее ор¬ганизационная структура управления — сово¬купность звеньев аппарата управления. С ее помощью достига¬ется объединение всех компонентов, обеспечивается целостность сис¬темы, управляемость в организации. Типология организационных струк¬тур управления: Линейный тип - расположения должностей по принципу прямого подчи¬нения: «вышестоящий руководитель» — «руководители» — «исполни¬тели». Такой способ является наиболее простым и логичным, обеспе¬чивает организации иерархическую подчиненность, единство распоря¬дительства е указанием, что, кому и как делать. Эффективен в небольших коллективах, решающих простые, повторяющиеся зада¬чи. Функциональный тип - передача прав линейного руководства нескольким субъектам управления, каждый из которых осуществляет его по одной из спе¬циализированных функций. В результате у исполнителей появляется несколько функциональных руководителей. ? каждый руководитель концентрирует внимание лишь на одном участке рабо¬ты. Подходят для бригадной, групповой работы. НО узкая специализация, потеря центра¬лизованных начал в руководстве. Линейно-функциональный тип - руководители «по функци¬ям» подчиняются линейным руководителям и лишаются прав власт¬ного распорядительства. Линейно-штабной тип - тенденция к постоянному увеличению своего состава, что час¬то влечет их отрыв от решения актуальных практических проблем. Программно-целевой тип Обеспечивает наибольшую гибкость в управлении - совокупность структурных единиц, объединенных ор¬ганизационно для решения комплексных задач. Руководитель Про¬граммы (различа¬ются как обычные (участие в программе основное занятие) и матричные). Краткосрочная программно-целевая Долгосрочные программно-целевые |
|
1ячейка |