Список вопросов | |
61. Теоретические основы современной концепции государственного управления.в Древние века ГАУ развивалась как политико-правовая мысль (сбор налогов, организация и благоустройство городов, решение споров и конфликтов, поддержка порядка и т.д.). Закладывались теоретические основы понимания роли государственной власти и права, соотношения власти – общества – личности в реализации управленческих отношений. Др.Индия – трактат «Артхашастра» («Наука политики») - практические рекомендации правителям о методах управления людьми, о назначении министров, отборе чиновников на службу, делении чиновников на совершенных, средних и плохих на основе длинного перечня требований. В Средние века государство начали рассматривать как юридич. механизм (управленческие и охранительные функции). Однако функции адм. упр-я нормами права еще не регулировались. 17-19 вв. Правовое урегулирование упр-я. Гос. власть, ранее решавшая в основном вопросы внешней безопасности, теперь сосредотачивается на внутреннем упр-и, становясь одним общим опекуном. В Европе и России появляется свод полицейского законодательства – полицеистика (зародилась в Зап. Европе), носящий характер патернализма. Полицеистика развивается как политич., а не адм. наука, основанная не на принципе законности, а на принципе «общего блага». Упр-е обществом со стороны полиции называлось благочинием и благоустройством. Первый теоретич.труд – «Трактат о полиции» (Де Ламар, Франция). В России – Крижанич, Посошков. 16 в. Становление самостоят. админ. науки. Ученые Юсти и Зонненфельс создают в Европе первые кафедры по истории полиции и камеральным наукам. Камералистика – спец.цикл адм. и эк. дисциплин. Камерализм – это функциональность в упр-и учреждений, специализация учреждений в определенной сфере госупр-я, регламентация обязанностей чиновников, унификация штатов и жалований чиновников. 2 пол. 19 в. Отделение адм. упр-я от госупр-я и теоретич. обобщение АУ. В Европе возникает конституционное государство. Наука о полиции уже не в состоянии обеспечить возникшие проблемы прав и свобод граждан. Реформа Лоренса фон Штейна: 1. Гос-во – организация всего общества, исходя из теории народных просветителей об «общественном договоре». 2. ГосВласть – важнейший атрибут гос-ва; должна быть ответственна перед народом; нельзя допустить злоупотреблением -> разделение на 3 ветви. 3. Ввел термин «исполнительная власть» вместо административного и полицейского. 20-е годы 20в. США – Public Administration (гос.-адм. наука). Основы разработал В. Вильсон. Вильсон отстаивал необходимость профессиональной гос. службы, предлагал отделить административное упр-е от политики. 2 пол. 20в. New Public Administration: гос-во – не организация всего общества, а механизм регулирования рынка (а не соц отношений); госВласть воспринимается как фирма, которая от имени государства предоставляет услуги; Исчезло слово гражданин – теперь клиент, т.е. человек имеет право выбора у государства или частных лиц; была госслужба – стала публичная служба. Основания для появления новых представлений: 1) Общество было не довольно предоставляемыми госуслугами – критика в адрес государства за излишнюю неэкономичность 2) Много преимуществ у чиновников, но их профессионализм не адекватен 3) Начался процесс призвания на госслужбу экономистов, финансистов (представителей частного сектора), т.е. к власти приходят экономократы. (1968 – США комитет по реформе ГосУправления) Политика либерализации/приватизации (М. Тэтчер) 1) Резкое сокращение количества ГосЧиновников 2) Госслужащие лишились привилегий и были приравнены к служащим коммерческих организации 3) Ревизия НПА, в каждой отрасли свои правила и процедуры 4) госслужба как институт перестал существовать (разделена по отраслям) 5) государство освобождалось от объектов управления (передача госструктур в частные руки) В результате: Тэтчер потерпела поражение на выборах. Общество оказалось не готово к шоковой терапии; начался системный кризис, резко упал уровень жизни. Началась рассогласованность, деинтеграционные процессы из-за разделения на отрасли. Возросло претесное движение партий, граждан. (3Э: эффективность, экономичность, энергичность) Новое демократическое управление (отзывчивая демократия). Смысл процесса демократизации: 1) повышение качества жизни 2) Предоставление равных возможностей. Демократическое административное управление должно основываться на правах и обязанностях гражданина. Государство является гарантом и защитником. Управление должно быть экономически эффективным, адекватным к общественным проблемам, являться поддержкой для малоимущ и т.д. граждан., обладать умением прогнозирования. Должна быть система контроля со стороны общества и взаимосвязь между гос-ом и обществом. Функции управления должны быть разделены. Экономика и гос-во должны жить в гармонии. |
|
1ячейка |