Список вопросов | |
43. Бюджетный анализ: цели, виды, основные показатели. Оценка устойчивости территориальных бюджетовОсновная цель бюджетного анализа – исследование ряда показателей по ключевым параметрам, отражающим реальную картину составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета; налогообложения и собираемости налогов; изменение состояния экономики и финансов в зависимости от бюджетно-налоговой политики; соблюдение принципов бюджетного устройства и налогообложения. Задачи бюджетного анализа: *обоснованность вводимых налогов и сборов, материальных и финансовых норм и нормативов бюджетного финансирования; *анализ доходов и расходов бюджетов по их функциональному, ведомственному и экономическому содержанию; *соблюдение принципов бюджетного устройства, бюджетного процесса, сметного финансирования и налогообложения; *выявление резервов роста доходной базы бюджетов, а также потребностей территории в финансовых ресурсах, их сопоставление и анализ; *изучение уровня собираемости налогов и расходования бюджетных средств; *оценка организации управления бюджетом, подготовка аналитической информации для принятия эффективных управленческих решений и др. Наиболее распространенными видами бюджетного анализа являются: горизонтальный анализ – исследование динамики бюджетных показателей (плановых и фактических, за предыдущий и текущий период); вертикальный – исследование структуры бюджета (отраслевой, функциональной и экономической), в т.ч. в динамике; трендовый позволяет выявить тенденции развития и построить прогноз, исходя из предположения, что сложившиеся в прошлом тенденции сохранятся в будущем; факторный позволяет выявить влияние отдельных факторов на бюджетные показатели и оценить степень влияния каждого из них на результирующий показатель; коэффициентный анализ, позволяющий проводить глубокую диагностику (в целях антикризисного управления представляет наибольший интерес). Оценка устойчивости территориальных бюджетов Устойчивость бюджета в рамках текущего финансового года (текущая устойчивость) предполагает стабильность и предсказуемость его параметров - доходов и расходов, что эквивалентно понятию сбалансированности. Критериями текущей устойчивости являются: (1) обеспечение полностью и в срок текущих платежей в региональный бюджет; (2) своевременное покрытие текущих обязательств и недопущение накопления задолженности перед бюджетной сферой; (3) обеспечение нормальной ликвидности бюджета. Перспективная (или структурная) устойчивость бюджета характеризуется позитивной динамикой фактических и прогнозных показателей бюджета за достаточно длительный период времени. Параметры внешней среды, влияющие на устойчивость бюджета: 1) факторы, определяющие финансовый потенциал территории (отраслевая структура экономики и ее конкурентоспособность, финансово-экономическое положение предприятий); 2) социально-демографическая среда, уровень и качество жизни населения, состояние рынка труда; 3) условия и факторы, обеспечивающие стабильность бюджетной системы в целом: (1) законодательно оформленное разграничение расходных полномочий и функций между звеньями бюджетной системы; (2) закрепление доходных источников за бюджетными уровнями и предоставление соответствующих прав в области налогообложения, обеспечивающее осуществление расходных функций; (3) наличие эффективной системы трансфертов. В самом общем виде можно выделить четыре типа устойчивости местных бюджетов. 1. Абсолютно устойчивое состояние характеризуется высокой долей собственных доходов муниципального образования (Дс) в общих доходах бюджета (Д) и возможностью покрывать минимальные расходы бюджета (Рм) за счет собственных и регулирующих доходов (Др): Рм < Дс + Др ; > 60-70%. 2. Нормальное состояние местного бюджета характеризуется балансом минимальных расходов бюджета и его доходов: Рм = Дс + Др; > 40-50%. 3. Неустойчивое состояние предполагает прочие поступления в виде субсидий или дотаций из вышестоящего бюджета для покрытия минимальных расходов бюджета и низкой долей собственных доходов: Рм = Дс + Др + прочие поступления; > 20-30%. 4. Кризисное состояние наступает в том случае, если доходов, полученных из всех источников, не хватает на финансирование минимальных расходов бюджета: Рм > Дс + Др + Пр; =5-10% |
|
1ячейка |