Список вопросов | |
42. Управление депрессивными территориями: содержание, формы, организация.Депрессивные регионы – это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями соц-эк развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране. Признаки: 1) высокий уровень накопленного научно-технического и промышленно-производственного потенциала; 2) значительная доля промышленности в структуре экономики; 3) достаточно высокий уровень развития инфраструктуры 4) относительно высокий уровень квалификации кадров. Причины депрессивного состояния: 1) снижение конкурентоспособности основной продукции; 2) отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса; 3) истощение минерально-сырьевой базы; 4) структурные сдвиги в экономике страны. Виды: старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие (очаговые) депрессивные регионы. Особенности освоения инвестиций: 1) низкий уровень доходов населения; 2) отсутствие рынка сбыта высокотехнологичных товаров и услуг; 3) отсутствие рынка труда – низкие з/п, ориентация на экспорт; 4) преобладание «теневого» сектора в экономике; 5) неразвитость инфраструктуры; 6) политическая нестабильность, кадровые перестановки в администрации; 7) перспективными считаются виды деятельности, направленные на переработку местного сырья. Критерии отнесения территорий к категории депрессивных: 1) расположение в границах одной административной единицы (город, район) или нескольких сопредельных адм.ед., в том числе входящих в состав одного SРФ либо нескольких сопредельных SРФ; 2) однородность структуры экономики депрессивной территории в каждом МО, входящем в состав данной территории 3) многократный (в 3 и более раза) спад производства в основной отрасли экономики данной территории, происшедший в течение последних 12 лет; 4) отставание от средних по РФ в течение последних 3 лет показателей безработицы и соотношения денежных доходов и величины прожиточного min населения. Территория SРФ полностью может быть отнесена к депрессивным, если: 1) занимаемая площадь не превышает 40 тысяч квадратных километров; 2) численность населения должна быть не более 500 тыс. чел.; 3) на территории данного субъекта имеется не более двух основных отраслей экономики, каждая из которых испытывает многократный (в 3 и более раза) спад производства за последние 12 лет; 4) удельный вес федеральных дотаций данному субъекту РФ в его консолидированном бюджете должен быть не менее 50% в течение последних 3 лет. Инструменты санации (лечение, оздоровление) депрессивных территории: 1) временная консервация, когда средства господдержки препятствуют дальнейшему разрушению экономики, не устраняя ее причин (созданы предпосылки для дальнейшего оживления и подъема), 2) реструктуризация территориальной системы, которая предполагает трансформацию экономического потенциала, социаль¬ную разгрузку территории, устранение причин экологических ката¬строф и т.д., а также укрупнение муниципалитетов или их реорганизацию в других формах; 3) тотальная санация, т.е. прекращение деятельности муниципальных образований, их ликвидация и переселение жителей. Состояние депрессии достаточно длительное (не менее 12 лет), поэтому решить проблемы выхода из депрессии только за счет средств местных и региональных бюджетов невозможно. Перечень депрессивных территорий должен ежегодно утверждаться Правительством РФ, а бюджетное финансирование целесообразно выделять на конкурсной основе, в соответствии с программой и возможностями бюджета. Источниками финансирования федеральных программ могут быть средства федерального, регионального и местного бюджетов, приоритетной является финансовая помощь. Функции по координации деятельности министерств и ведомств по поддержке депрессивных регионов целесообразно возложить на Минрегионального развития РФ. ГосПолитика в отношении депрессив террит: ЭКОНОМИКА + СОЦСФЕРА; ПОМОЩЬ ? РАЗВИТИЕ 1. Региональная политика.1.1. Законодательное закрепление статуса депрессивных территорий и организация их финансовой поддержки. 1.2. Создание особых экономических зон. 1.3. Укрупнение регионов вокруг нынешних «точек роста». 2. Бюджетно-налоговая политика. 2.1. Ограничения на автономию бюджетной политики субъектов РФ. 2.2. Ведение внешнего финансового управления 2.3. Пересмотр налогового законодательства: в регионах должно оставаться не менее 50% консолидированного бюджета, что создает условия для перехода в фазу роста. 3. Инвестиционная политика. 3.1. Отбор и финансирование крупных инфраструктурных проектов из Инвестфонда. 3.2. Переход от тотальной к точечной поддержке инвесторов на локальных территориях. +Социальная ответственность бизнеса (северные территории) +Ключ к гражданской инициативе — развитое местное самоуправление. Принципы государственной политики в отношении депрессивных регионов: 1) целенаправленности (целевые госпрограммы) 2) единства территории. Депрессивная территория должна рассматриваться в качестве единого социально-хозяйственного комплекса 3) дифференциации 4) обоснованности 5) согласованности интересов Кризисные территории испытывают трудности в краткосрочном периоде из-за исчерпания внутренних источников развития, изменения конъюнктуры рынка, несовершенства системы межбюджетных отношений. Приоритетными видами поддержки являются *консультационная *организационная *финансовая Кризисные территории обладают высоким потенциалом для саморазвития и самостоятельного выхода из кризисной ситуации (кризис является кратковременным). По отношению к таким территориям термин «антикризисное управление» применяется в широком смысле. |
|
1ячейка |