Список вопросов | |
34. Модели формирования и управления госсектором в России и за рубежом.Строгих стандартов и шаблонов в отношении госсектора экономики нет. В одних странах госсектор очень большой (Греция, Италия, Франция), в других – он почти отсутствует (Япония, Люксембург). В некоторых странах он высокоэффективный (Швеция, Франция), в других – малоэффективен (Бельгия, США). В ряде стран действует унифицированная система управления предприятиями госсектора (Швеция), а где-то работает система «точечного», пообъектного управления (США). Т.е. везде действует конкретная «национальная модель» госсектора и говорить о «правильной модели» не правильно. Существуют некоторые общие принципы и схемы построения национальных моделей госсектора. Основной принцип состоит в том, что никакое государство не может мириться с большим, но неэффективным и финансово обременительным госсектором. В настоящее время можно выделить три модели госсектора – западноевропейскую (Португалия, Франция и др. европейские страны), североамериканскую (США и Канада) и восточноазиатскую (Япония и Южная Корея). Для европейской модели характерен большой по объему, высокоэффективный и щедро финансируемый госсектор, имеющий разнообразную отраслевую структуру. Практически во всех западноевропейских странах производительность труда госсектора экономики выше, чем негосударственного сектора. В национальной экономике данной группы стран госсектор занимает ведущие позиции. Для американской модели наоборот типичен недоразвитый, низкоэффективный госсектор, специализирующийся на чисто административных функциях, обороне и социальной инфраструктуре и с небольшим финансированием. Для американской экономики авангардным сегментом является частный сектор. Для азиатской модели грань между частным бизнесом и государством размыта, переплетение интересов государства и бизнеса идет через своих представителей во властных и корпоративных структурах. Результатом такой модели является формально небольшой госсектор с хорошей финансовой и организационной поддержкой со стороны государства. Т.е. для азиатской модели характерно сращивание гос-ва и частного сектора и его превращение в частно-государственный сектор. Из-за это государственный и негосударственный сектора экономики размыты и сравнительный анализ их деятельности затруднен. Крайности моделей: В США во время холодной войны принцип «max разгрузки гос-ва от нетрадиционных объектов» (таких как национальные парки, охраняемые природные территории, почта, школы, тюрьмы), т.к. бюджет был и так перенапряжен расходами на оборону. В Швеции, наоборот при построении «шведского социализма» опирается на огромный госсектор (32% занятых в стране) и фантастические госрасходы (64% ВВП). В Латвии, вообще не существует неприватизируемых предприятий. В соответствии с латвийским законодательством, приватизировано может быть все, за исключением производства оружия, какового в Латвии нет. Польша идет по пути Швеции, и поддерживает долю госрасходов в ВВП на уровне 47%. Россия выбрала американскую модель. Размеры российского госсектора за годы экономических реформ стали незначительными, финансирование было урезано до предела, а результаты его деятельности крайне неудовлетворительные. Утрата российским госсектором своих позиций была во многом связана с неправильным выбором модели госсектора. Американская модель имеет вполне определенные исторические предпосылки: США миновали феодальный строй с его проблемами и социально-экономическими последствиями; в стране не была сформирована центральная власть со слишком широкими полномочиями в хозяйственной сфере; к власти не приходили левые силы с масштабными программами национализации ? для России более логичным был бы выбор европейской модели. С точки зрения механизма функционирования предприятий отечественный госсектор пошел по азиатской модели. Переплетение интересов госчиновников с представителями бизнеса лишает российский госсектор необходимой прозрачности и эффективности. Многие российские частные предприятия возникли на базе государственных предприятий при непосредственном участии представителей государственной власти. Одновременно с этим многие предприятия госсектора работают фактически как частные предприятия. Т.е. специфика российской модели госсектора заключается в том, что, будучи исходно в историческом и экономическом планах ближе к западноевропейской модели, она выбрала американскую модель, но постепенно деформировалась в направлении восточноазиатской модели. Сейчас российская модель представляет собой смесь трех типов моделей госсектора со своими специфическими особенностями. |
|
1ячейка |